Что ждут от нового закона казахстанские педагоги

Всего в ходе обсуждения законопроекта поступили 814 предложений — вице-министр образования и науки РК Эльмира Суханбердиева.

Оcновными ожиданиями от обсуждаемого в стране законопроекта о статусе педагога являются повышение зарплаты, обеспечение их жильем, защита от несвойственных функций, непредвиденных проверок, уменьшение нагрузки, учет выслуги лет при выходе на пенсию, сообщает Zakon.kz.

В Алматы в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая с участием вице-министра образования и науки РК Эльмиры Суханбердиевойпрошло совещание, на котором был обсужден законопроект «О статусе педагога». В мероприятии приняли участие представители сферы образования, акимата, высших учебных заведений и др.

Как известно, в подготовке данного законопроекта приняло участие все педагогическое сообщество страны, были получены интересные предложения, которые вошли в основу будущего закона. По словам Эльмиры Суханбердиевой, в общей сложности в рабочую группу поступили 814 предложений и все они рассмотрены.

Так, в проекте закона введено понятие «педагог» для всех педагогических работников и приравненных к ним лиц. На сегодня постановлением правительства определены 73 должности подработника и 47 лиц, приравненных к ним. В проекте закона предлагается охватить всех педагогических работников, занимающих должность в организациях образования, осуществляющих образовательную и воспитательную деятельность, вне зависимости от форм собственности организаций образования, а также лиц, приравненных к педагогическим работникам.

Структура проекта закона состоит из 6 глав и 21 статьи. В главах отражены общие положения, статус, педагогическая деятельность, права, обязанности и ответственность, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагога.

Презентуя новый законопроект, заместитель директора Департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки РК Сауле Кабимолдаева отметила ряд основных вводимых новшеств.

Первое — предусматривается ответственность за привлечение педагога к непредвиденным проверкам и несвойственным функциям. А именно: меры защиты педагога при разбирательствах, его согласие на обнародование решений, принятых по трудовым спорам, служебных разбирательств, дисциплинарных расследований, за исключением тех случаев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагогической деятельностью, или если это допускается соображениями, касающимися защиты или благополучия обучающихся и воспитанников.

Сюда же входит переподготовка педагогов за короткий срок. «Переподготовка – это вид образования, позволяющий лицам с высшим или техническим и профессиональным образованием, не имеющим педагогического образования, а также желающим получить дополнительную квалификацию или педагогическую специальность по образовательным программам высшего или послевузовского образования», — пояснила Кабимолдаева.

Второе – сертификация для допуска в профессию через НацКвалтест. Это означает, что сертификат по итогам НКТ является основным условием для допуска к профессиональной деятельности педагога, а именно выпускников организации образования ТиПО, послесреднего, высшего и послевузовского образования и лиц, не имеющих педагогического и профильного образования.

Лицам, не имеющим педагогического и профильного образования, при этом имеющим техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование и практический опыт не менее трех лет, предоставляется возможность педагогической переподготовки и прохождения НКТ. К данной категории не относятся лица, преподающие спецдисциплины в организациях образования в соответствии со спецификой учебной дисциплины.

Третье – обязательное наставничество для помощи в адаптации молодых педагогов. На период одного учебного года за молодыми и начинающими педагогами, впервые поступившими на работу в организацию образования, закрепляется наставник из числа опытных педагогов.

При этом периодичность повышения квалификации сокращается с 5 до 3 лет. Как известно, сейчас действующим законодательством периодичность повышения квалификации определена 1 раз в пять лет. Но мир не стоит на месте, подчеркнула спикер, педагог должен постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

Для этих целей уполномоченным органом будут определяться операторы и утверждаться каталог образовательных программ повышения квалификации педработников, финансируемых за счет бюджета. А организации, реализующие образовательные программы курсов повышения квалификации, обязаны будут осуществлять в течение календарного года посткурсовое методическое сопровождение деятельности педагога, прошедшего повышение квалификации, для качественной реализации на практике полученных знаний.

Кроме того, проектом закона предусматривается право выхода на пенсию через 35 лет непрерывного педагогического стажа, а также право определения нормативной учебной нагрузки за МОН РК.

— Законом определена ставка 18 часов для учителя, — пояснила Сауле Кабимолдаева. — В условиях снижения нагрузки введены сокращенные ТУП, соответственно, сокращается учебная нагрузка учителя. Вот здесь МОН может определить нормативную нагрузку для школ, работающих по сокращенным ТУП.

В законопроекте также предлагается повышение ежегодного пособия на оздоровление в размере не менее двух должностных окладов один раз в календарном году при предоставлении очередного трудового отпуска.

— Резюмируя нормы нового законопроекта, можно сказать, что основными ожиданиями являются рост заработной платы педагогов, обеспечение их жильем, защита от несвойственных функций, непредвиденных проверок, уменьшение нагрузки, учет выслуги лет при выходе на пенсию и, конечно же, уважение к профессии учителя, — подытожила спикер.

Торгын Нурсеитова

Фото автора

 

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!